Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse
По случаю трёхсотлетия балетной школы École Française de Danse Дом Vacheron Constantin представляет первые три уникальные модели из новой коллекции Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse. Эти шедевры, созданные в мастерских Мануфактуры, декорированы в старинной технике горячей эмали Гризайль и воспевают классическое балетное искусство, отраженное в знаменитых полотнах Эдгара Дега.
Став в 2007 году покровителем Парижской национальной оперы, Дом Vacheron Constantin решил подарить лучшим традициям Высокого часового искусства, которые по-французски называются Métiers d’Art, уникальную вдохновляющую площадку для самореализации. Этот совместный проект, объединяющий время, искусство и культуру, воспевает ценности, которых с 1755 года придерживается Дом: поддержка творчества, открытый взгляд на мир, стремление делиться своей страстью и знаниями и поиск совершенства.
- Новая коллекция Métiers d’Art посвящена передающимся из поколения в поколение традициям нанесения горячей эмали в технике Гризайль
- Три уникальных шедевра, отмеченных женевским клеймом (Poinçon de Genève)
- Выразительная ода миру танца и работам Эдгара Дега, источником вдохновения которого были балерины
Дом Vacheron Constantin един с Парижской национальной оперой в искусстве точности, в обновлении и умении очаровывать. Здесь техническое и художественное мастерство подвластно мужчинам и женщинам, обладающим высочайшими профессиональными навыками. В искусстве часового мастерства, как и в балете, самое главное − достижение конечного результата. Этот результат стоит превыше всего, он основан на истории запутанных человеческих взаимоотношений, где навыки разных мастеров сплетаются воедино и остаются в истории. Время не властно над этими мирами, в которых балом правят высокие устремления и сложные задачи, постоянное стремление к совершенству, выразительности и страсти.
Вслед за коллекцией, основанной на фресках Марка Шагала, украшающих своды Оперы Гарнье, Дом Vacheron Constantin продолжает демонстрировать свой уникальный опыт и мастерство работы в самых древних декоративных техниках. Первые три шедевра из новой коллекции Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse будут представлены 15 апреля 2013 года в здании Оперы Гарнье на гала-ужине в честь трёхсотлетия École Française de Danse. Эти изделия выполнены с применением старинной техники горячей эмали Гризайль под впечатлением от картин Эдгара Дега и его непревзойденного умения запечатлеть грациозный жест и позу.
Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse: движение и хореография времени
Первые три модели часов Métiers d’Art Hommage àl’Art de la Danse наполнены волшебством и гармонично сочетают мастерство балерины, эмалировщика и часовщика. Эти таланты проявляются в нежных полутонах горячей эмали в технике Гризайль, которой сегодня владеют только самые искушенные мастера. Циферблаты, произведенные в мастерских Мануфактуры, являются воплощением высочайшего уровня мастерства и неподвластного времени изящества.
В рамке из белого золота, под сенью вечно движущихся стрелок грациозно проплывают любимые балерины Дега. Мастер-эмальер черпал вдохновение из трех картин: «Балетный класс Оперы на улице Пелетье», 1874 год, холст, масло, хранится в музее д’Орсе (Париж, Франция); «Репетиция», 1873 год, холст, масло, хранится в музее искусств Фогга (Кембридж, США); «Две танцовщицы на сцене», 1874 год, холст, масло, хранится в галерее Курто (Лондон, Великобритания). Эти картины были отобраны эмальером после тщательного изучения экспрессивности танцовщиц и отображают три ступени, которые каждая балерина должна пройти в своей профессиональной жизни: обучение, практика и выступление.
Тонкие линии горячей эмали в технике Гризайль позволили отобразить мельчайшие детали облика персонажей: крохотные складочки на балетной пачке, изящное кружево в зоне декольте, гладкий бархат шейных лент, цветочные лепестки в волосах, прозрачный тюль и муслин… Танцовщицы скользят по деревянному паркету, который отражает свет и причудливую игру теней балерин. Скрупулезно копируя манеру Дега, мастер-эмальер Дома Vacheron Constantin смог сделать изображение реалистичным и отобразил красоту момента, жеста, позы и перспективу, играя со светом и тенью.
Эмаль Гризайль обычно наносят на черную основу. Однако мастер Дома выбрал полупрозрачный коричневый фон, который наполняет изображение глубиной и немного смягчает линии. После нанесения основы эмальер добавляет немного белой лиможской эмали, которую затем растушевывает при помощи иголок, тонких кисточек и даже кактусовых колючек для создания эффекта перелива оттенка и перехода цветов.
Сегодня белая лиможская эмаль – это редко встречающийся порошок, который смешивают с маслами. Сам материал очень непрост в работе и требует от мастера интуитивной чувствительности. Каждый слой подвергается обжигу, длительность которого выверена с точностью до секунды. После каждого обжига горячая эмаль меняется, становится более насыщенной цветом и совершенной. В этом процессе важную роль играют навыки мастера. Время обжига рассчитывается с учетом типа и количества нанесенного материала. Колдуя над целой палитрой оттенков серого цвета, художник хранит в тайне точную длительность обжига. Оттенки серого прекрасно подходят для создания портретов, так как с их помощью можно отобразить мельчайшие детали выражения лица.
Безупречно элегантным дополнением горячей эмали в технике Гризайль стало обрамление в искусно отполированный корпус диаметром 40 мм. Эмаль на изделиях из коллекции Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse выполнена вручную с бесконечным терпением, дотошным усердием и особым вниманием. Это техника в духе кабинотье, которой так дорожили основатели Мануфактуры. Наследники славных традиций Дома смогли вернуть к жизни старинное искусство, не прибегая в работе к ярким цветам или дополнительным материалам. Им удалось придать изображениям ту подлинную глубину, которая помогает запечатлеть образы балерин вплоть до мельчайших складочек на костюмах. Они танцуют под привычный бой калибра 2460 с механическим подзаводом. Механизм был разработан и произведен исключительно в мастерских Мануфактуры Vacheron Constantin. Такое произведение искусства нуждается в достойном механизме, а декоративная отделка изделия соответствует лучшим женевским традициям Высокого часового искусства.
Часы Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse соответствуют новым требованиям нанесения женевского клейма (Poinçon de Genève), которое в 1886 году учредил Большой совет Республики и Кантона Женева. Печать удостоверяет происхождение, качество сборки и долговечность изделия, а также высокую квалификацию мастеров. В 2011 году этот непревзойденный и независимый знак качества претерпел некоторые изменения. Знак теперь ставится не на отдельный калибр, а на полностью собранные часы. Совершившая большой скачок в своем развитии система засвидетельствования подлинности долгое время пользовалась поддержкой Дома Vacheron Constantin, который сейчас как никогда уверенно стремится соответствовать всем ожиданиям своих взыскательных и искушенных покупателей.
История эмали в технике Гризайль
Первое упоминание о технике Гризайль относится примерно к IX – XII вв. Если точно, то информация об этой технике была найдена в трактате монаха Теофилуса «De Diversis Artibus», посвященном художественным техникам. Со времен Средневековья и до XIV века технику Гризайль выполняли в коричневых (точнее, в красно-коричневых), иногда почти черных тонах. Начиная с XV века, наряду с рыжими, красными и черными эмалями появляются новые типы Гризайль: «сангина на стекле» и «цвет дерева». В мастерских их создавали художники по стеклу, которые передавали свои секреты из поколения в поколение.
École Française de Danse
11 января 1713 года Людовик XIV подписал указ о создании первой балетной школы, заложив основы французского хореографического искусства. Интерес к развитию танцевального мастерства зародился еще в 1661 году, когда придворная балетная труппа достигла расцвета. По примеру Национальной академии живописи и скульптуры король Франции создал Королевскую академию танца, возведя танец в ранг искусства. Так были заложены основы методик преподавания и преемственности поколений танцовщиков. В этот период работой учреждения непрерывно руководил балетмейстер Парижской оперы Пьер Бошан – потрясающий танцовщик и директор Академии танца с 1680 года. Он преподавал и устанавливал правила балетного искусства. Например, пять основных позиций ног – это его находка. В 1713 году Людовик XIV официально закрепил факт существование школы.
С тех пор Парижская национальная опера и школа École Française de Danse неразрывно связаны друг с другом и уже на протяжении 300 лет вместе пишут историю балета. École Française de Danse – это единственная в мире балетная труппа, в которой 95% танцовщиков, солистов и артистов кордебалета прошли обучение в балетной школе Парижской оперы.
Эдгар Дега и балерины
Работая над образами балерин, Эдгар Дега самоотверженно стремился разгадать тайну движения, в котором выражена сама жизнь. Дега (1834 − 1917 гг.) часто причисляли к импрессионистам. Тем не менее, он интересовался гравюрой и скульптурой, пробовал сочетать уголь и пастель с гуашью и акварелью, создавал монотипы с использованием мела и ляпис-лазури, а также пробовал себя в художественной фотографии на основе методики проявки с применением пигментов на масляной основе. Этот разносторонний художник стремился в своих работах запечатлеть свет и движение, использовал разные приемы, воспитывал в себе вкус к техническим экспериментам и проявлял творческую раскрепощенность, которая была революционна для его эпохи. Дега находился в постоянном поиске − также, как Дом Vacheron Constantin и Парижская опера.
Его творчество, и особенно серия рисунков балерин, демонстрирует уникальный уровень мастерства в запечатлении последовательности движений, жестов и ситуаций. Он использовал скругленные наброски, крупный план, сходящуюся и расходящуюся перспективу, взаимоисключающие контрасты и всевозможные варианты рисунка против света. Часто на картинах Эдгара Дега встречается мотив пола, испещренного полосками света, который появляется и на циферблатах изделий Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse. Он тщательно прорисовывал отражения и источники света, всегда обращая внимания на яркие блики от балетного станка, неожиданно упавшие на лица танцовщиц. Художник не боялся уменьшать и сегментировать изображения, чтобы навеки запечатлеть момент жизни в жесте, позе или луче света. В 1919 году Жак-Эмиль Бланш охарактеризовал преданность Дега некоторым классическим правилам и одновременное стремление к нововведениям так: «Он соорудил мост между двумя эпохами; он объединил прошлое с самым, что ни на есть, настоящим».
Часы Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse связывают «вчера» и «сегодня». В них объединились индивидуальность и искусство, опыт и творчество. Горячая эмаль Гризайль помогла по-новому взглянуть на три работы художника, не упуская ни единой детали. В этой технике эхом отзывается искусство фотографии, которым так увлекался Эдгар Дега, несмотря на кажущуюся скромность палитры – от черного до коричневого.
Технические характеристики
Артикулы:
- 86090/000G-9870 – Балетный класс
- 86090/000G-9880 – Репетиция
- 86090/000G-9881 – Две танцовщицы на сцене
- Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse
- Часы отмечены женевским клеймом
Калибр:
- 2460 SC, разработан и произведен мастерами Дома Vacheron Constantin
- Механические часы с ручным подзаводом
- Диаметр механизма 26,2 мм (11’’’ ¼)
- Толщина механизма 3,6 мм
- Количество камней 27
- Количество деталей 182
- Частота колебаний 4 Гц (28 800 полуколебаний/час)
Запас хода:
- Около 40 часов
Индикация:
- Часы, минуты
- Центральная секундная стрелка
Корпус:
- Белое золото 18 Карат
- Диаметр − 40 мм, толщина – 9,2 мм
- Прозрачная задняя крышка на винтах
Водонепроницаемость:
- Модель прошла испытания при давлении 3 бар (около 30 метров)
Циферблат:
- Золото 18 карат
- Горячая эмаль Гризайль и полупрозрачная горячая эмаль (Grand Feu)
- Под впечатлением от работ французского художника Эдгара Дега
Ремешок:
- Черный ремешок из кожи миссисипского аллигатора, прошит вручную, седельный шов, крупные квадратные чешуйки
Застежка:
- Застежка из белого золота 18 карат
- Отполированная половина мальтийского креста
Уникальные изделия, которые можно приобрести только в бутиках Дома Vacheron Constantin.
Tags: Vacheron Constantin