Jaquet Droz — необыкновенная история
Пьер Жаке Дро: гений, предвосхитивший свое время (1721—1790)
История Пьера Жаке Дро и его сыновей является одной из самых красивых в истории часового искусства. Родившийся в 1721 году Пьер Жаке Дро был одной из самых поразительных личностей своего времени. Он был не только часовым мастером в эпоху Просвещения, но и гением механики, первооткрывателем в часовом и ювелирном искусстве, поэтом и мечтателем.
Благодаря своим глубоким познаниям техники и сложных часовых механизмов Пьер Жаке Дро стал непревзойденным мастером автоматонов – настоящих произведений искусства, представляющих собой певчих птиц, фонтаны, музыкальные часы. В 1775 году он создал «Писаря» – уникальную куклу-автоматон, отличающуюся особой технической виртуозностью. Она состоит из шестисот деталей, а ее чрезвычайно сложный механизм требует куда более тонкой сборки, чем другие автоматоны. Она может написать на бумаге текст длиной до 40 букв или символов, подобно печатной машинке. Два других автоматона «Музыкантша» и «Художник» были созданы сыновьями Жаке Дро, которых он обучал часовому искусству с раннего детства. Сегодня на эти творения можно полюбоваться в Историко-художественном музее Невшателя в Швейцарии.
Пьер Жаке Дро всегда находился в авангарде разработок в области часового дела, создавая для клиентов-ценителей ограниченные серии, признанные истинными шедеврами искусства. Его изобретательность и талант получили признание во всем мире, ему аплодировали все королевские дворы Европы, России и даже Китая.
Заручившись поддержкой лучших часовых мастеров, химиков, механиков, эмальеров, ювелиров, он открыл три мануфактуры:
— в Ла Шо-де-Фоне в 1738 году: Будучи сыном фермера-часовщика, он быстро постигает секреты механики и часового производства. В 1738 году, в возрасте 17 лет, он начинает создавать в своем ателье на ферме «Сюр ле Пон» и продавать часы и маятники, конструкции которых становились все более и более совершенными, при этом их работа часто сопровождалась музыкой или движениями механических кукол, называемых автоматонами.
Именно в своей первой мастерской Пьер Жаке Дро начал специализироваться в производстве и экспорте часов с такими усложнениями, как певчие птицы или репетир. Ателье в Ла Шо-де-Фон превзошло само себя во всех областях механики.
— в Лондоне, в 1774 году: Открыв свою вторую мануфактуру в Лондоне и доверив ее руководство сыну Анри-Луи, Пьер Жаке Дро ярким образом продемонстрировал свою смелость и дальновидность. В эпоху Просвещения Лондон являлся важным коммерческим центром Европы, ее главной торговой артерией. Жаке Дро одним из первых осознал потенциал этого города, чья активная торговля с Китаем давала доступ в императорский дворец Запретного города.
Из-за своей высокой занятости Анри-Луи принимает решение частично передать управление мануфактурой в Лондоне приемному сыну Пьера Жаке Дро, Жану-Фредерику Лешо, основной задачей которого стало налаживание тесного сотрудничества с Джеймсом Коксом, главным экспортером часов в Китай. Благодаря своим представителям в Кантоне Джеймс Кокс открыл компании Jaquet Droz доступ на дальневосточный рынок и в течение долгих лет был ее представителем в Китае, Индии и Японии.
— в Женеве, в 1784 году: Анри-Луи решает обосноваться в Женеве, чья литературная и творческая жизнь его особенно привлекает. Вскоре к нему присоединяется Жан-Фредерик Лешо, и они решают открыть первую часовую мануфактуру в городе, опередив в этом на год компанию Vacheron Constantin. Эта Мануфактура специализировалась на производстве ограниченных серий роскошных часов, оснащенных музыкальным боем, автоматонами или сложными часовыми функциями.
Талант, а также интерес, с которым Анри-Луи Жаке Дро и Жан-Фредерик Лешо принимают участие в жизни женевского общества, не остаются не замеченными. Представители Женевы награждают их титулом почетных граждан и привлекают к работе в своих учреждениях. Так, Жаке Дро был принят во вновь созданную Академию искусств, где он активно участвовал в развитии преподавания технических наук. Он также способствовал созданию в городе учебной фабрики по производству механизмов репетиров.
Торжество инноваций
Страсть Пьера Жаке Дро к инновациям и изобретениям всегда предопределяла его деятельность и превратилась в настоящее кредо компании.
Одним из первых изобретений Жаке Дро стал свисток со скользящим поршнем. Он позволил с точностью имитировать пение птиц, изменяя тональность свистка. Ранее используемый для обучения птиц пению «французский органчик» был оснащен многочисленными органными трубками. Благодаря новому изобретению стало возможным создание певчих птиц крошечных размеров, которые украшали табакерки, флаконы, театральные лорнеты и даже пистолеты.
Помимо этого, Жаке Дро способствовал усовершенствованию следующих технических разработок:
— калибр с подвесным мостом барабана, изобретенным Жаном-Антуаном Лепином в 1770 году. В бухучетных книгах Мануфактуры часы с этим калибром были записаны под названием «а ля Лепин».
— устройство для завода часов без ключа, в котором подзавод часов осуществлялся посредством периодического завода головки (по принципу насоса). В XVIII веке эта техника использовалась очень часто для завода главной пружины, пружины репетира или боя.
— часы с автоматическим подзаводом с вращающимся ротором. Благодаря вкладу Пьера Жаке Дро эта разработка обрела известность в Англии, а затем и на Востоке.
— декорирование дорогих часов. Эмаль корпусов часов Jaquet Droz украшалась вплавленной золотой или серебряной фольгой. Позднее эта техника под названием «paillonné» стала широко использоваться женевскими эмальерами.
Montres Jaquet Droz SA
После нескольких лет отсутствия на часовом рынке и краткого периода, в течение которого у компании были иностранные акционеры, в 2000 году марка Jaquet Droz была выкуплена Swatch Group. Она вернулась в свой родной город Ла Шо-де-Фон, где летом 2010 года открыла новую Мануфактуру – Ателье Высокого часового искусства.
Десять лет спустя успех компании Jaquet Droz очевиден. Среди принадлежащих Swatch Group предприятий марка занимает особую нишу в ряду престижных часов класса люкс. Президент компании Марк А. Хайек совместно с членами управляющего комитета стремится развивать страсть к инновациям и совершенству, сохраняя при этом эмоциональную и поэтическую сторону часового искусства. Таким образом, связь между эпохой Просвещения и третьим тысячелетием остается непрерывной.
8 ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОДОВ
КОД N° 1: GRANDE SECONDE (БОЛЬШАЯ СЕКУНДНАЯ СТРЕЛКА)
Эта элегантная коллекция – настоящий символ вечности и непреходящих ценностей. Впервые в истории часового искусства смелый дизайн отличается исключительной чистотой линий и преисполнен истинного благородства. Каждая модель созданной более двухсот лет назад серии Grande Seconde может по праву претендовать на эталон совершенства. На одном циферблате смещенный в сторону метки «12 часов» счетчик часов и минут изысканно сочетается со счетчиком секунд в положении «6 часов», подчеркивая авангардную эстетику неповторимого стиля Jaquet Droz. С восемнадцатого столетия и до наших дней модель Grande Seconde остается неиссякаемым источником вдохновения для мастеров Мануфактуры Ла Шо-де-Фон: вневременное сокровище, вариации которого из года в год, от коллекции к коллекции носят эксклюзивный характер.
Украшенная накладным кольцом, жемчугом или драгоценными камнями, выполненная в технике горячей эмали или с использованием редких минералов, благодаря элегантному величию своих линий модель Grande Seconde не только воплощает в себе прошлое и настоящее, но и приоткрывает сокровенную тайну будущего.
КОД N° 2: ВОСЬМЕРКА
Цифра «8», образуемая двумя счетчиками на циферблате, подчеркивает уникальность лимитированных серий и эксклюзивных изделий и, будучи воплощением бесконечности и вечности, является одним из главных символов мануфактуры Jaquet Droz. Чередуя арабские и римские цифры, смещенные от центра счетчики позволяют по-новому прочувствовать каждое мгновение и предлагают необычный взгляд на Время.
КОД N° 3: ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ
Горячая эмаль – эксклюзивное ноу-хау компании Jaquet Droz.
Сочетая традиционные методы производства с самыми современными технологиями, разработчики циферблатов Jaquet Droz идут в ногу с последними тенденциями часовой индустрии, принимая во внимание все технические ограничения. Они в совершенстве овладели секретом создания плоских циферблатов безупречной формы, используя порошки различной зернистости, и подбирают необходимую силу пламени. Только они знают магическую формулу, которая позволяет создавать уникальные по цвету и фактуре циферблаты. И по сей день компания Jaquet Droz продолжает следовать традиции использования горячей эмали в часах. Для этого эмаль обжигается в печи при температуре выше 1000°C. Менее сильный огонь используется для других методов декорирования и декалькирования циферблатов. Часы Jaquet Droz всегда славились своими циферблатами цвета слоновой кости. Однако сегодня благодаря новым научным исследованиям удалось расширить цветовую гамму циферблатов, обогатив ее черным и синим цветами. Отличающиеся по своей интенсивности оттенки получаются за счет нанесения различного количества слоев эмали, при этом наибольшее количество слоев требуется для создания синего цвета.
Порой только один из пяти созданных мастером циферблатов соответствет высоким требованиям качества марки. Перед каждым обжигом в печи на поверхность циферблата наносится слой порошка, смешанного с маслом, толщина которого не превышает одного миллиметра. Именно благодаря совокупности кропотливых операций, повторяющихся порой до десяти раз, эмаль обретает свой блеск и уникальный оттенок. Еще более двадцати дополнительных операций требуется для окончательной обработки циферблата (декалькирование, проделывание отверстий, подгонка по диаметру). При этом при обнаружении малейшего недостатка – зернистости или трещины – циферблат будет забракован.
После окончательной обработки часы навсегда останутся неизменными. Эмаль сохраняет свою красоту на протяжении столетий, не поддаваясь влиянию времени.
Искусство эмали – это сочетание знания технологического прогресса и ручной работы, в результате чего возникают уникальные часовые шедевры. С XVIII века эмаль являлась отличительной чертой изделий Jaquet Droz. Отныне она получила свое новое выражение в современных коллекциях часов.
КОД N° 4: КОРПУС
Корпус часов – это футляр, в который устанавливаются великолепные механизмы, отсчитывающие каждое мгновение жизни. Его изогнутые формы и размер доведены до совершенства, чтобы он мог принять в свое лоно уникальный механизм. Этот дизайн воплощает в себе все многообразие стилей и духа будущей модели: мощь стали, величественный блеск белого или розового золота, вечная элегантность керамики или легкость титана. Корпус является настолько важной частью часов, что при его создании мастера Мануфактуры Jaquet Droz осуществляют не менее 80 различных операций, работая исключительно вручную.
КОД N° 5: ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ
Вот уже почти три века Jaquet Droz использует в своих часах наилучшие изобретения часовой индустрии. Часовые механизмы с автоматическим или ручным подзаводом с двойным барабаном Jaquet Droz декорированы выгравированным трилистником – тайной подписью основателя компании. Мосты и платина украшены узором «женевские волны», а прозрачная задняя крышка позволяет любоваться великолепным узором «солнечные лучи» вращающегося ротора.
КОД N° 6: СЛОЖНЫЕ ЧАСОВЫЕ ФУНКЦИИ
В непрекращающемся стремлении превзойти собственные достижения Jaquet Droz достигает новых высот, увлекая счастливых обладателей часов марки в богатейший мир часового мастерства. Столь драгоценное оформление блистательно дополняет сложные часовые функции: турбийон, минутный репетир, уравнение времени, прыгающий час, вечный календарь или хронограф. Время многогранно, поэтому Jaquet Droz обращается к самым разным формам его выражения – от ретроградного указателя даты до указателя лунных фаз.
КОД N° 7: NUMERUS CLAUSUS (ОГРАНИЧЕННАЯ СЕРИЯ)
Настоящая роскошь редка. В уникальных часах и небольших сериях, ограниченных 8, 28 или 88 экземплярами, воплотилась вся эксклюзивность шедевров Jaquet Droz. Это настоящее проявление высокого часового искусства, извечный поиск сочетания элегантности и технического совершенства.
КОД N° 8: МИНЕРАЛЫ
Испокон веков человек обращался к звездам и к самой красивой планете – своей собственной – в надежде разгадать загадку Времени. В память об этом начавшемся в незапамятные времена поиске Jaquet Droz создает из земных и небесных сокровищ уникальные и неподражаемые циферблаты. Поэзия пролетевшего через несколько галактик метеорита, геометрия рутиловых вкраплений в кварце, загадочность оникса, авантюрина, спектролита, петерсита... В них хранится память нашей планеты и нашей галактики. Найденные глубоко в недрах земли или прилетевшие к нам из космоса, минералы придают циферблатам неуловимый дух путешествия, которое мечтает совершить каждый человек, стремящийся познать бесконечность времени.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ JAQUET DROZ
В XVIII веке мастера Jaquet Droz были в авангарде искусства декоративного оформления предметов роскоши. Выдающиеся творения Jaquet Droz стали делом жизни целого поколения ремесленников. Эмаль корпусов, украшенная вплавленной фольгой или живописными миниатюрами, позволила компании завоевать успех и всемирное признание. Карманные часы, вазы, табакерки, птичьи клетки – все эти шедевры Jaquet Droz были оформлены эмалью. Используемые мануфактурой уникальные технологии по изготовлению эмалевых циферблатов были впоследствии взяты на вооружение другими мастерами того времени.
В настоящее время это эксклюзивное декоративное оформление украшает особо редкие часовые творения Jaquet Droz, свидетельствуя о продолжении славных традиции и отдавая дань уважения искусным мастерам.
МИНИАТЮРА НА ЭМАЛИ
В XXI веке мастера Jaquet Droz отводят почетное место искусству миниатюрной живописи по эмали, продолжая славные традиции основателя компании. Эта кропотливая техника используется при декорировании самых эксклюзивных изделий. Изображение наносится на эмаль исключительно вручную с использованием микроскопа. Для создания одной такой миниатюры художнику требуется более сорока часов.
ТЕХНИКА «PAILLONNÉ»
Искусство создания эмали с использованием фольги (мельчайших узоров или чешуек, вырезанных из листа золота или серебра), покрытой слоем прозрачной эмали. Возведенная в XVIII столетии в ранг искусства, сегодня данная техника является одним из эксклюзивных ноу-хау Jaquet Droz.
GRANDE SECONDE (БОЛЬШАЯ СЕКУНДНАЯ СТРЕЛКА) – СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ JAQUET DROZ
В творениях компании Jaquet Droz эмоциональный аспект и эстетика тесно связаны между собой.
Благодаря изысканному дизайну циферблата показания счетчиков легко считываются и придают характерный облик изделию.
Создав в 1785 году легендарную модель Grande Seconde, Жаке Дро предложил новый способ осознания пространства. Секундная стрелка как нельзя лучше отображает ход Времени, установленный много столетий назад.
Благодаря циферблату Grande Seconde, дизайн которого вдохновлен цифрой восемь, предельная точность перестала быть привилегией ученых, торговцев, священников и королей. Отныне любой ценитель прекрасного может открыть для себя все преимущества точности и утонченности.
Спустя практически два века после создания этой модели философские ценности, эстетические принципы и научная притязательность этой иконы часового искусства остаются неизменными, доказывая вневременной характер дизайна Жаке Дро. С момента своего создания эта модель не прекращает преображаться в новых версиях: Grande Seconde Enamel, Grande Seconde Minute Repeater, Grande Seconde Lady. Она демонстрирует поразительный уровень мастерства специалистов по созданию циферблатов и бесконечные возможности персонализации часов.
Эстетическая составляющая модели ни в коей мере не устарела. Цифры на циферблате отличаются особой актуальностью: классические римские для индикации часов и минут, и современные арабские, легко считываемые для секунд. Эти часы воплощают одновременно великую историю и настоящее время.
Взаимосвязанные пропорции двух счетчиков построены по принципу золотого сечения и вдохновлены магической цифрой восемь – символом, лежащим в основе ДНК марки Jaquet Droz.
Концепция Grande Seconde находит свое естественное отражение в модели Grande Seconde SW, ярко демонстрирующей новый дизайнерский подход. Начав выпуск спортивных часов, компания Jaquet Droz доказала, что она прекрасно понимает эстетические и технические требования, предъявляемые к часам XXI века. Отличающиеся мощностью, легкостью, высокой надежностью и четкими контурами модель Grande Seconde SW как нельзя лучше сочетает в себе современные технологии сo швейцарскими часовыми традициями.
В то время, как часовые мануфактуры, соперничая между собой, стремятся выпустить на рынок часы с наибольшим количеством усложнений, компания Jaquet Droz продолжает стремиться выразить самое главное, отдавая предпочтение искусству и вечным ценностям. Часы Jaquet Droz – это не просто механизмы, а воплощение эмоций и глубокой страсти. Компания Jaquet Droz продолжает создавать часы для требовательных коллекционеров, оставаясь верной своим моделям и эмоционально-эстетическому восприятию Времени.
КОЛЛЕКЦИИ
Жаке Дро был не только признанным часовым гением, но и великим стратегом. Поняв, какой потенциал скрывается за пределами Швейцарии, он открыл Мануфактуру в Лондоне, что позволило ему получить доступ к перспективному китайскому рынку. Позднее, чтобы упрочить свои международные позиции, он открывает мастерскую в Женеве, которая стала первой часовой мануфактурой в городе. Творения трех мануфактур и многочисленные путешествия Жаке Дро, в частности в Париж, стали источниками вдохновения для современных коллекций компании и наполнили каждую из них своим особым смыслом.
Мост, связующий эпоху Просвещения и третье тысячелетие, коллекция – это слияние Высокого часового искусства и поэзии, современной эстетики и вечности. Коллекция черпает вдохновение в роскошных и изысканных карманных часах, созданных в XVIII веке Пьером Жаке Дро на третьей часовой мануфактуре, открытой в Женеве в 1784 году. Выбрав для открытия новой фабрики город, в котором раньше не было часового производства, Пьер Жаке Дро проявил себя как истинный новатор.
Начав выпуск спортивных часов, Jaquet Droz подтверждает умение Мануфактуры органично сочетать эстетические и технические требования XXI века с ее традиционными ценностями, насчитывающими более двух столетий: смелость, готовность рисковать, стремление ставить и решать сложные задачи. Лондон является прекрасным отражением ценностей компании и в свое время вдохновил Жаке Дро на покорение мира и на открытие рынков Азии.
Модели Grande Seconde SW, SW Chrono и Grande Seconde Ceramic, вдохновленные темой бесконечности и знаковой для марки цифрой «8», по праву вошли в ряд наилучших часовых шедевров.
В XVIII веке изделия Пьера Жаке Дро пользовались огромной популярностью в Пекине. Сановники императорского двора и даже сам император были страстными коллекционерами шедевров великого часовщика. Столь же эстетически изящные и высоко функциональные, как и часы, снискавшие славу в эпоху Просвещения, модели коллекции выходят за рамки привычного: Grande Heure, The Twelve Cities, The Eclipse – такое разнообразие стилей жизни, стремлений и желаний.
Пьеру Жаке Дро – создателю карманных и настенных часов и автоматонов, изящество и изысканность которых были признаны во всем мире, удалось заставить всех забыть о феноменальной сложности устройств и механизмов, необходимых для работы его шедевров. Уже открыв свою первую мастерскую, Пьер Жаке Дро стал специализироваться на производстве и экспорте изделий Grand Complications – музыкальных шкатулок, певчих птиц, часов с репетиром и музыкальным боем. Мастерская в Ла Шо-де-Фон превзошла сама себя во всех областях сложной механики.
Перекресток культур, интеллектуальный центр, город, символизирующий историю XVIII века, – для компании Jaquet Droz Париж всегда был источником вдохновения. Излюбленное место мастеров Мануфактуры в эпоху Просвещения, столица искусства и моды воплощала в глазах основателя Jaquet Droz женственность, которую он воспевал в часах, украшенных драгоценными камнями и жемчугом. Коллекция – это бесценный образец верности философии Jaquet Droz, который стремится расширить границы эстетических возможностей.
Похожие статьи:
Tags: Jaquet Droz