Маска народов Etoumbi-Mahongwe, Конго
Маска, о которой пойдет речь, является одним из самых выдающихся произведений африканского искусства и представляет собой превосходный экземпляр скульптуры Центральной Африки. «С 1939 года маска многократно воспроизводилась как фрагмент картины Пикассо «Девушки из Авиньона», где она выступает в обличие отодвигающей занавеску молодой девушки, изображенной в правой верхней части полотна», — отмечает Жан Поль Барбье-Мюллер. — «Работа над этой картиной была завершена в 1907 году, и сейчас она принадлежит Музею современного искусства в Нью-Йорке, экспонатом которого являлась также и представленная маска. Причем ее приобретение было обосновано тем, что именно она послужила источником вдохновения для Пикассо». Между изображенным на полотне лицом, обладающим вогнутым вытянутым профилем, и маской народов Etoumbi-Mahongwe действительно есть волнующее стилистическое сходство, которое также подчеркивается формой разреза глаз и линией выступающего рта. Однако в вопросах искусства нельзя быть в чем-либо абсолютно уверенным.
Экспонат: Лицевая маска
Происхождение: Браззавиль, Конго, верхние притоки реки Ликуала, народы Mahongwe или Ngare
Материал: Полужесткая древесина, разноцветная раскраска (черный, белый и красный цвета)
Высота: 35,5 см
Инвентарный номер: 1021-33
Ранее являлась частью коллекции Аристида Куртуа (Aristide Courtois) (в период до 1930 года), собственностью Чарльза Раттона (Charles Ratton) и экспонатом музея современного искусства в Нью-Йорке (1939 год), в настоящее время принадлежит музею Барбье-Мюллера, Женева
They wanted to deepen the shadowwhere you will set your eyes
so that the flashes of sun and flames will penetrate further with their arrows to tattoo not only your face and the skin of your whole body, but the secrets of your night |
Их воля – во сгущеньи тенина всем, что взор поймало твой,
чтоб солнца луч и пламя в нетерпеньи всегда, отныне, были лишь с тобой, лица касаясь, украшая тело, пронизывая стрелами тепла, свет проливая на души отделы, все тайны раскрывая в них сполна. |
«Приблизительно в 1980 году Виллиам Рубен (William Rubin), руководитель Отдела скульптуры и живописи Mузея современного искусства, взял на себя титанический труд по составлению двухтомного каталога, посвященного его легендарной выставке «Примитивизм и искусство 20-го столетия», — рассказывал Жан Поль Барбье-Мюллер. — «Во время работы он обнаружил несколько поразительных фактов. Один из них, в частности, состоял в том, что маска, запечатленная на полотне «Девушки из Авиньона», является уникальной, несмотря на то, что существовали две или три стилистически похожие на нее скульптуры. На щеках именно этой маски можно было обнаружить характерные, похожие на шрамы, отметины, а также параллельные канавки, напоминающие царапины, которые Пикассо, как было принято считать, скопировал для передачи игры теней на лицах «Девушек».
Но на этом череда открытий не обрывалась. Виллиам Рубен обнаружил, что парижский предприниматель Чарльз Раттон, который приобрел маску в 1939 году и почти сразу ее перепродал, купил ее у Аристида Куртуа, занимавшего пост управляющего одной из колоний. «Этот обладавший наметанным глазом человек вернулся во Францию с чемоданами, полными скульптур, которые в наши дни приобрели всемирную известность. Вместе с тем, оказалось, что его возвращение датируется 1930 годом. Таким образом, в 1907 году возможности увидеть эту маску у Пикассо не было!», — пояснил Жан Поль Барбье-Мюллер.
Родиной этой маски является город Этумби (Etoumbi), расположенный недалеко от границы Конго и Габона. В 1939 году она была представлена на Всемирной выставке в Нью-Йорке, где перешла в собственность Музея современного искусства. До 1984 года маска была частью коллекций этого музея, руководство которого затем приняло решение расстаться с ней, не прибегая, однако, к услугам аукционных домов. «Около дюжины коллекционеров получили приглашения принять участие в торгах. Прошло несколько месяцев, прежде чем я узнал, что осталось лишь два претендента: торговец антиквариатом из Нью-Йорка и я», — рассказывал Жан Поль Барбье-Мюллер. — «Я нанес ему визит. «Если Вы уступите мне», — сказал я ему, — «я отдам Вам бронзовую маску, найденную в Бенине». «По рукам!», — ответил он. Именно таким образом маска, занимающая среди африканских масок место, подобное тому, которое отводится творениям Микеланджело в живописи, нашла свое новое пристанище в Женеве».
С точки зрения стилистики об этой уникальной, в своем роде, маске известно немногое. Считается общепризнанным тот факт, что она относится к культуре Кота (Габон), однако никто не обладает достоверными свидетельствами о том, какому именно из народов, проживающих на северо-востоке Конго – Mboko, Mahongwe или Ngare, принадлежит заслуга ее создания. По словам Луи Перруа (Louis Perrois), специалиста по истории и культуре Конго и Габона, «на данный момент невозможно дать точную стилистическую и историческую характеристику этим экспонатам, которые в наши дни являются одними из наиболее примечательных творений, созданных на территории Конго и Габона».
«Поверьте», — восклицает Жан Поль Барбье-Мюллер, — «в настоящее время люди обращаются к нам с просьбами о предоставлении разрешения на публикацию репродукций этой маски так же часто, как и во времена, когда считалось, что она вдохновила самого Пикассо!».
Похожие статьи:
Tags: Vacheron Constantin