Индонезия
«Я никогда не испытывал особой привязанности к маскам топенг театра острова Ява», — довольно искренне признал Жан Поль Барбье-Мюллер. — «Я бы даже отважился утверждать, что невзлюбил их, когда впервые увидел на представлении в Джакарте и в регионах на юге острова, там в начале 1970-х годов мне довелось наблюдать гораздо более зрелищные танцевальные мероприятия». Каким же образом подобная маска оказалась в его коллекции? «Маска театра топенг, о которой мы непосредственно ведем речь, была привезена с острова Ява в 19-ом веке, и она выделяется среди современных масок настолько же, насколько украшенные золотом и серебром старинные парчовые ткани из центральных регионов Суматры отличаются от тех, что изготавливаются в наши дни».
Экспонат: Лицевая маска театра Ваянг-Топенг (Wayang Topeng)
Происхождение: Остров Ява, Индонезия
Материал: Дерево, разноцветная раскраска — черно-белая цветовая гамма, несколько оттенков красного
Высота: 21 см
Инвентарный номер: 330-A
Раннее являлась частью коллекции профессора Чешка (Professor Czeschka), Гамбург; найдена в период до 1918 года
Bewitcher, I observethe shapes of girls who pass;my eyebrows are like a bird
ready to take wing and circle its prey, my moustache like a serpent ready to strike at the least sign of weakness or assent |
Пленяющих речей искусник,я созерцаю девушек тела,идущих прочь. Движенье моей брови
подобно взмаху птичьего крыла в полете, предвещающем добычу. Мой же ус – змея, напрягшаяся в ожиданьи дичи и слабости, покорности желание тая. |
«Я никогда не испытывал особой привязанности к маскам топенг театра острова Ява», — довольно искренне признал Жан Поль Барбье-Мюллер. — «Я бы даже отважился утверждать, что невзлюбил их, когда впервые увидел на представлении в Джакарте и в регионах на юге острова, там в начале 1970-х годов мне довелось наблюдать гораздо более зрелищные танцевальные мероприятия». Каким же образом подобная маска оказалась в его коллекции? «Маска театра топенг, о которой мы непосредственно ведем речь, была привезена с острова Ява в 19-ом веке, и она выделяется среди современных масок настолько же, насколько украшенные золотом и серебром старинные парчовые ткани из центральных регионов Суматры отличаются от тех, что изготавливаются в наши дни».
Стоит лишь только взглянуть на нее: исключительная форма лица, элегантность линий и черт, изящность убранства волос, богатство узоров и орнаментов, утонченность подбородка, изысканность отделки и искусно выполненные арабески, являющиеся ключевыми в яванском искусстве, – все это подчеркивает благородство человека, олицетворением которого служит эта маска. Она изготовлена из дерева светлых пород, окрашена в цвета различных оттенков и по своим чертам сильно напоминает облик добродетельного принца Панжи (Panji), героические деяния которого воспеваются в представлениях театра масок Ваянг-Топенг острова Ява.
Коллекционер случайно увидел эту маску в Гамбурге, в доме вдовы профессора Чешка, известного специалиста в области прикладных искусств, который примерно с 1910 года работал в мастерской Wiener Werkstätte. «Он был страстным ценителем экзотических искусств и поддерживал дружбу с кураторами музеев, которые получали экспонаты со всех концов света и сотрудничали с компаниями, корабли которых бороздили весь Тихий океан», — пояснил Жан Поль Барбье-Мюллер. – «Именно кураторы музеев и исследователи, подобные известному мистеру Паркинсону, который скончался в 1909 году и был особенно близким другом профессора, предоставляли в пользование Чешка редчайшие, а иногда и вовсе уникальные экспонаты, красотой и ценностью которых он мог наслаждаться практически единолично.
В период между Первой и Второй мировыми войнами профессор был назначен преподавателем в школу Gewerbe Schule в Гамбурге, и впоследствии он долгое время читал там лекции». После его смерти в 1960 году, собранная им уникальная коллекция была унаследована его женой и значительно приумножена после того, как та вышла замуж за крайне деятельного предпринимателя Кониетцко (Konietzko). «После смерти своего второго мужа она стала обладательницей еще нескольких сотен бесценных экспонатов и продолжила вести дела по их содержанию и продаже». Эта женщина обладала виртуозным умением поддерживать интерес своих покупателей. «При покупке какой-нибудь, не представляющей особого интереса статуэтки, являвшейся экспонатом культуры Африки более позднего периода, можно было рассчитывать на то, что в качестве сувенира будет преподнесена – хотя это и не происходило каждый раз, когда заключалась сделка, – вещь из коллекции Чешка или Кониетцко. Именно таким образом я и стал обладателем красивейшей маски театра топенг. Изнутри она покрыта лаком, что делает ее похожей на японские маски, а ее пластика заставляет современные маски выглядеть невзрачными и неказистыми».
Согласно традиции актеры театра Ваянг-Топенг удерживают маску на лице, зажимая в зубах укрепленную внутри нее резиновую полоску. И, поскольку они хранят безмолвие, задача развития сюжета повествований о героических свершениях полностью лежит на певцах и рассказчиках.
Представления Ваянг-Топенг не имеют религиозной направленности, хотя ритуальные и священные аспекты их традиций, берущие начало из индусской культуры, сохранены без изменений.
Похожие статьи:
Tags: Vacheron Constantin