Métiers d’Art Chagall & l’Opéra de Paris «Hommage to P. I. Tchaïkovski» и «Лебединое озеро»
К созданию этого миниатюрного произведения искусства была привлечена техника эмалевой росписи гран-фё, основанная на древних секретах, вот уже несколько столетий хранимых избранными женевскими мастерами-эмальерами.
Произведение П. И. Чайковского глазами Шагала – блестяще! Преобладающим цветом здесь является желтый, и кажется, будто изображение наделено своей собственной жизненной силой. Упрощенный по форме корпус из полированного желтого золота диаметром 40 мм усиливает это впечатление. Вся работа проделана вручную и требовала немало выдержки, внимания к деталям и сосредоточенности, благодаря чему эмалированная миниатюра передает подлинную атмосферу произведения Чайковского. Шедевр российского гения — «Лебединое озеро» — стал первой музыкой для балета, сочиненной композитором, который писал для симфонических оркестров. Маэстро сотворил эту волшебную сказку в 70-х годах ХIX столетия. Сначала он развлекал ею своих племянников и племянниц, а впоследствии произведение стало первой музыкальной драмой, положенной на балетный танец. Чайковский наделил этот шедевр всем величием и гениальностью своей музыки, которая, кажется, становится громче в сиянии картины Шагала. Ее отголоски можно также почувствовать, вглядевшись в миниатюрный эмалированный циферблат часов из коллекции Métiers d’Art. Их можно считать полноправными преемниками наследия древних мастеров-кабинотье, искусная ручная работа которых всегда высоко ценилась домом Vacheron Constantin. Эхо этого наследия коснулось и корпуса, задняя крышка которого выполнена на манер офицерских часов. Если ее открыть, то взгляду предстанет гравировка, которую знаменитая Мануфактура посвятила Марку Шагалу.
Трепетная ода искусству и культурному наследию – коллекция уникальных часов, посвященных оперному дворцу Гарнье
Уже четыре года часовой дом Vacheron Constantin является меценатом Парижской национальной оперы. Мостом, соединяющим их культурные наследия, служит искусная точность, творческий прогресс и любовь к прекрасному. В основе этих явлений лежит техническое и эстетическое совершенство, которое в свою очередь опирается на целый ряд художественных ремесел. В честь этого союза Vacheron Constantin основала коллекцию из 15 уникальных моделей. Она посвящена величайшим композиторам всех времен, вдохновившим знаменитого Марка Шагала на создание фрески, которая теперь украшает потолок оперного дворца Гарнье. Эта коллекция, получившая название Métiers d’Art «Chagall & l’Opéra de Paris», является искусным воплощением тайн одного из замечательнейших ремесел в истории искусства, секреты которого Мануфактура бережно хранит веками.
Первые часы из новой коллекции были представлены на торжественном приёме в честь 30-летнего юбилея ассоциации «Друзья парижской оперы и балета» (Association pour le Rayonnement de l’Opéra National de Paris), который состоялся 20 ноября 2010 года во дворце Гарнье. Их особенностью стала точная репродукция фрески Шагала, выполненная по древней технике миниатюрной эмалировки гран-фё. Реальная площадь этой фрески составляет более 200 квадратных метров, и вся она умещается на удивительном циферблате диаметром 31,50 мм, оправой которому служит корпус из желтого золота. Эта великолепная модель заняла свое место в коллекции Дома Наследия Vacheron Constantin.
Премьерный показ второй уникальной модели состоялся в рамках пятого мероприятия «Дни художественных промыслов» (Journées des Métiers d’Art), которое прошло в Париже с 1 по 3 апреля 2011 года под эгидой Национального института художественных промыслов (INMA). На ее циферблате до мельчайших деталей воспроизведена часть фрески Шагала, посвященная «Лебединому озеру» П. И. Чайковского.
Сердцем новой модели служит калибр 2460 с автоматическим подзаводом, полностью разработанный и изготовленный Vacheron Constantin. Вполне естественно, что великолепный шедевр удостоился идеального механизма: в нем исключительная надежность сочетается с превосходным качеством сборки и отделки в лучших традициях женевского высокого часового искусства, и подтверждение тому – Женевское клеймо.
Остальные 13 моделей будут изготовлены в течение следующих трех лет, и каждая из них будет посвящена одному из композиторов, которых Шагал запечатлел на своей грандиозной фреске. Адам, Мусоргский, Моцарт, Вагнер, Берлиоз, Рамо, Дебюсси, Равель, Стравинский, Верди, Бетховен, Глюк и Бизе – всех их воскресит искусная рука мастера-эмальера.
Создание миниатюрного изображения по женевской технике «гран-фё»: серьезный творческий вызов
Особое место в коллекции Métiers d’Art – Chagall & L’Opéra de Paris отводится технике эмалевой росписи гран-фё, одному из старейших и наиболее выдающихся традиционных ремесел высокого часового искусства. Согласно этому женевскому методу, эмали достигают точки плавления при очень высоких температурах, от 800°C до 900°C, что придает им отменную чистоту и долговечность.
Этот художественный промысел дом Vacheron Constantin сохранял и развивал с самого момента его появления. Он настолько эксклюзивен, что во всем мире лишь избранные эмальеры могут в полной мере заявить о том, что они постигли его секреты. Для достижения мастерства нужна постоянная тренировка, а работа с миниатюрными эмалированными изображениями требует от ремесленника верха искусности.
Работа начинается с того, что на циферблат толщиной 1 мм и диаметром 31,50 мм художник наносит основной слой из белой эмали. Это очень сложный процесс, так как температура ее плавления необычайно высока. Первый раз этот циферблат отжигается при температуре около 900°C, что придает ему термостойкость, необходимую для последующих отжигов в специальной печи. Используя белую эмалированную основу в качестве «фона», мастер с помощью специальной кисточки из двух или трех волосков куницы начинает наносить на нее контуры различных изображений. Вооружившись сильным бинокулярным увеличительным прибором, он линия за линией создает миниатюрный рисунок. При этом краски выбранных расцветок наносятся в строго определенной последовательности и в конкретных местах, и весь процесс заключается в создании цветового градиента от мягких затененных полутонов к более чистым и ярким цветам. После примерно двадцати циклов отжига в печи при температуре от 800 до 850°C изображение начинает принимать свой окончательный вид На этих стадиях материал под действием тепла затвердевает, усаживается, а цвета меняются, становясь более насыщенными. Опыт мастера играет здесь важную и определяющую роль. Время отжига должно быть тщательно рассчитано с учетом вида и качества материала, и режимы термообработки являются секретом мануфактуры, который художник бережно хранит. Путь к окончательному результату труден и таит всевозможные неприятности. Хрупкая и тугоплавкая эмаль может «взорваться» при каждом извлечении из печи. Поэтому охлаждение требует большого терпения и проводится в несколько стадий во избежание резких перепадов температуры. Одно неверное движение может вызвать непоправимые повреждения, и эмальер будет вынужден начать работу с самого начала. Когда миниатюрная эмалированная картина окончена и прошла последний отжиг, обычно ее покрывают двумя или тремя слоями расплавленной прозрачной эмали для защиты от окисления. После того, как проведена термообработка этого защитного слоя при 800°C, его полируют с помощью тонкого абразивного камня. Когда покрытие полностью затвердело, его подвергают окончательной полировке для придания картине блеска и живописного великолепия.
Vacheron Constantin – одна из избранных часовых мануфактур, которые создают подобные сложные эмалированные циферблаты. Эмалировка – техника, требующая внимания к деталям, осторожности и безграничного терпения. Но прежде всего, это серьезный творческий вызов, который принимают лишь виртуозные мастера. Как хранитель старейших и самых ценных традиционных женевских часовых ремесел, дом Vacheron Constantin стремится увековечивать подобные художественные промыслы. Для мануфактуры они являют собой бесценное сокровище.
Марк Шагал и оперный дворец Гарнье
Несомненно, именно вдохновение заставило Марка Шагала принять вызов, который в 1964 году бросил ему министр культуры Франции Андре Мальро. Задание состояло в декорировании нового потолка оперного дворца Гарнье. Это неожиданное поручение художник получил после постановки балета Daphnis et Chloé («Дафнис и Хлоя»), к которому он ставил декорации. Проект получился чрезвычайно смелым и вызвал много споров и разногласий, особенно со стороны критиков, которые опасались расхождения в стиле между самим концертным залом, над которым работал Шарль Гарнье и потолком с фреской руки современного мастера… Нет сомнений, что для воплощения подобного замысла требуется поистине пророческий дар, подкрепленный решимостью, без которой не обойтись.
Своей работой Шагал превратил потолок Дворца в огромный поэтический небосвод, в котором парили оперные герои, великие музыканты, заключенные в объятия друг друга возлюбленные и персонажи легендарных эпосов. Роспись Шагала, нанесенная непосредственно поверх старой фрески работы Жюля Эжена Леневье, очень гармонична. Она выполнена в насыщенной палитре с контрастными тенями, занимает по площади 200 квадратных метров и напоминает чудесный блестящий цветок с характерными для неоакадемического стиля золотыми переливами и пурпурными оттенками эпохи Наполеона II. На каждом лепестке этого цветка – а всего их пять, соответственно, в красной, синей, желтой, белой и зеленой цветовой гамме – изображены два знаменитых композитора и некоторые их произведения. Так, на синем лепестке запечатлены Мусоргский и Моцарт и их «Борис Годунов» и «Волшебная флейта»; на желтом – Чайковский и Адам вместе с «Лебединым озером» и «Жизель»; Стравинский и Равель с «Жар-птицей» и «Дафнисом и Хлоей» поместились на красном лепестке; зеленый лепесток стал пристанищем для Берлиоза и Вагнера, поведавших миру о любви своими «Ромео и Джульеттой» и «Тристаном и Изольдой»; наконец, бело-желтоватый лепесток был отдан во власть Рамо и Дебюсси с его «Пелеем и Мелисандой». Роспись центральной части купола, окружающего главную люстру, посвящена произведениям Бетховена, Глюка, Бизе и Верди. То там, то здесь можно увидеть некоторые знаменитые парижские достопримечательности: Эйфелеву башню, Триумфальную арку, Площадь согласия и обелиск на ней, и, конечно же, сам оперный дворец Гарнье.
О своей работе Шагал сказал, что это «разноцветное зеркало, в котором отражаются шелковые платья и драгоценные украшения, и которое проливает свет на плечи самых прекрасных женщин Парижа». Яркая, современная и полная энергетики, она наделена могущественной и в то же время сдержанной музыкальностью, в которой цвета задают антураж. Признанный мастер выстроил свою композицию, основываясь на простом сочетании пяти основных гамм. И не смотря на это, каждая из них содержит нити, связывающие ее с остальными, также как это происходит в любом музыкальном произведении, где одни ноты и тональности перетекают в другие. Это уникальное цветовое и почти что симфоническое равновесие во фреске создает совершенную гармонию в самом сердце Оперы – драгоценной шкатулки, наполненной историческим наследием, блестящим великолепием и символизмом. Везде витает магия, чары которой служат доказательством того, как искусство может объединять прошлое, настоящее и будущее, также как это с любовью делает Vacheron Constantin в каждом своем творении.
TЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Métiers d’Art Chagall & l’Opéra de Paris «Hommage to P. I. Tchaïkovski»
- Уникальные часы с репродукцией фрески Марка Шагала, посвященной композитору Петру Ильичу Чайковскому и его балету «Лебединое озеро»
- Арт. 86090/000J-9712
Механизм:
- Калибр 2460 SC
- Разработан и изготовлен Vacheron Constantin
- Отмечен Женевским клеймом
- Автоматический подзавод
- Толщина механизма 3,60 мм
- Диаметр механизма 26,20 мм
- Камни 27 камней
Частота:
- 4 Гц (28 800 полуколебаний в час)
Функции:
- Центральные часовая, минутная и секундная стрелки
Запас хода:
- Примерно 40 часов
Корпус:
- 18-каратное желтое золото
- Диаметр 40 мм
Водонепроницаемость:
- Корпус испытан при давлении 3 атмосферы (эквивалентно 30-метровой глубине)
Циферблат:
- Миниатюрная эмалевая роспись по женевскому методу гран-фё
- Репродукция фрагмента фрески Марка Шагала с потолка оперного дворца Гарнье
Ремешок:
- Прошитый вручную полуматовый черный ремешок из кожи миссисипского аллигатора с крупной квадратной текстурой
Застежка:
- Классическая застежка из 18-каратного розового золота в форме полированной половинки Мальтийского креста
Похожие статьи:
Tags: Vacheron Constantin