Métiers d’Art – Chagall & l’Opéra de Paris
Коллекция уникальных творений, посвященных оперному Дворцу Гарнье – это воплощение трепетной любви к искусству и культуре.
В 2007 году мануфактура Vacheron Constantin стала меценатом Парижской национальной оперы, подчеркнув тем самым одну из своих фундаментальных ценностей, преданно хранимых уже более 250 лет. Речь идет о традиционной ручной работе в тонком часовом деле. Этот союз оперы и часового ремесла объединил время, искусство и культуру, и старейший часовой дом искусно продемонстрировал все свое мастерство, накопленное за долгое время работы с момента основания в 1755 году.
Итак, компания Vacheron Constantin основала уникальную коллекцию, состоящую из 15 моделей (каждая в единственном экземпляре). Она посвящена величайшим композиторам, вдохновившим самого Марка Шагала на создание знаменитой фрески, которая теперь украшает потолок оперного Дворца Гарнье. Первая модель коллекции Métiers d’Art – Chagall & L’Opéra de Paris получила название «Tribute to famous composers» («В честь великих композиторов»). Этот уникальный экспонат был представлен 20-го ноября 2010 года на гала-вечере во Дворце Гарнье, посвященном 30-летнему юбилею ассоциации Association pour le Rayonnement de l’Opéra National de Paris (AROP), известной также как «Друзья парижской оперы и балета». На циферблате часов воспроизведена точная репродукция всей фрески Марка Шагала с потолка оперного Дворца, созданная с помощью метода гран-фё – древней женевской техники рисования миниатюрных изображений на эмали. Остальные модели, а их планируется выпустить 14, выйдут в свет в течение следующих двух лет, и каждая из них будет посвящена одному из композиторов, которых Шагал запечатлел в своей грандиозной работе.
Время, культура и искусство
Величественное трио переплетает воедино прошлое, настоящее и будущее. Творения на стыке времени, культуры и искусства обретают бессмертие. На этом совершенном, полном жизненной силы творческом симбиозе основана философия Vacheron Constantin, парадигмы которой – вечный поиск технического и эстетического совершенства силами накопленного из поколения в поколение опыта и мастерства, и неукоснительное стремление к инновациям через творчество.
В этом отношении часы Vacheron Constantin – это нечто гораздо большее, чем просто инструменты для считывания времени. Это – зеркала культуры и истории, произведения искусства, рожденные в бесценном общении между людьми, чьим жизненным путям суждено было пересечься. Так было с Жан-Марком Вашероном и его подмастерьем в 1755 году. В 1819 году так было с внуком основателя мануфактуры и Франсуа Константином. И теперь, спустя многие годы, основа жизни Мануфактуры – это вдохновленные и преданные своему делу художники, часовщики, эмальеры, инкрустаторы и гравировщики.
Из подобной философской концепции неизбежно должна была развиться естественная связь Vacheron Constantin с миром искусств. Музыка, опера и балет – все это миры, в которых именно таланты и личностные качества людей привносят завершающий штрих в красоту любого творения. Вот уже четыре года часовой дом является меценатом Парижской национальной оперы. Вместе с ней по пути постоянного творческого обновления он идет к идеалу и красоте в искусстве. В искусстве, где техническое и эстетическое совершенство находится во власти сразу нескольких разновидностей человеческого труда. Ведь и в часовом деле, и в опере окончательное творение – это всегда квинтэссенция истории людей и их неизмеримого, отточенного годами совместной работы, мастерства. Само время не властно над этими бессмертными ремеслами, в которых благородные побуждения и притязательность кристаллизуются на непрерывном стремлении к совершенству, смелости и вдохновении.
Марк Шагал и оперный Дворец Гарнье
Несомненно, именно вдохновение заставило Марка Шагала принять вызов, который в 1964 году бросил ему министр культуры Франции Андре Мальро. Задание состояло в декорировании нового потолка оперного Дворца Гарнье. Это неожиданное поручение художник получил после участия в постановке балета Daphnis et Chloé («Дафнис и Хлоя»), к которому он ставил декорации. Проект получился чрезвычайно смелым и вызвал много споров и разногласий, особенно со стороны критиков, которые опасались расхождения в стиле между самим концертным залом, над которым работал Шарль Гарнье, и потолком с фреской руки современного мастера… Нет сомнений, что для воплощения подобного замысла требуется поистине пророческий дар, подкрепленный решимостью, без которой не обойтись, работая над памятником искусства времен Второй французской империи.
Своей работой Шагал превратил потолок Дворца в огромный поэтический небосвод, в котором парят оперные герои, великие музыканты, заключенные в объятия друг друга возлюбленные и персонажи легендарных эпосов. Роспись Шагала, нанесенная непосредственно поверх старой фрески работы Жюля Эжена Леневье, полна смиренной гармонии. Она выполнена в насыщенной палитре с контрастными тенями, занимает по площади 200 квадратных метров и напоминает чудесный блестящий цветок с характерными для неоакадемического стиля золотыми переливами и пурпурными оттенками эпохи Наполеона II. На каждом лепестке этого цветка – а всего их пять, соответственно, в красной, синей, желтой, белой и зеленой цветовой гамме – изображены два знаменитых композитора и некоторые их произведения. Так, на синем лепестке запечатлены Мусоргский и Моцарт и их «Борис Годунов» и «Волшебная флейта»; на желтом – Чайковский и Адам вместе с «Лебединым озером» и «Жизель»; Стравинский и Равель с «Жар-птицей» и «Дафнисом и Хлоей» поместились на красном лепестке; зеленый лепесток стал пристанищем для Берлиоза и Вагнера, поведавших миру о любви своими «Ромео и Джульеттой» и «Тристаном и Изольдой»; наконец, бело-желтоватый лепесток был отдан во власть Рамо и Дебюсси с его «Пелеем и Мелисандой». Роспись центральной части купола, окружающего главную люстру, посвящена произведениям Бетховена, Глюка, Бизе и Верди. То там, то здесь можно увидеть некоторые из знаменитых парижских достопримечательностей: Эйфелеву башню, Триумфальную арку, Площадь согласия и обелиск на ней, и, конечно же, сам оперный Дворец Гарнье.
О своей работе Шагал сказал, что это «разноцветное зеркало, в котором отражаются шелковые платья и драгоценные украшения, и которое проливает свет на плечи самых прекрасных женщин Парижа». Яркая, современная и полная энергетики, она наделена могущественной, и в то же время сдержанной музыкальностью, в которой цвета задают антураж. Признанный мастер выстроил свою композицию, основываясь на простом сочетании пяти основных гамм. И не смотря на это, каждая из них содержит нити, связывающие ее с остальными, также как это происходит в любом музыкальном произведении, где одни ноты и тональности перетекают в другие. Это уникальное цветовое и почти что симфоническое равновесие во фреске создает совершенную гармонию в самом сердце Оперы, этой драгоценной шкатулки, наполненной историческим наследием, блестящим великолепием и символизмом. Везде витает магия, чары которой служат доказательством того, как искусство может объединять прошлое, настоящее и будущее, также как это с любовью делает Vacheron Constantin в каждом своем творении.
Métier d’Art – Chagall & l’Opéra de Paris «Tribute to Famous Composers»: лиричность в часах
Коллекция Métiers d’Art — Chagall & l’Opéra de Paris состоит из 15 уникальных моделей: шедевра «В честь великих композиторов» («Tribute to Famous Composers») с точной репродукцией фрески Марка Шагала с потолка оперного Дворца Гарнье и 14 других часов, каждые из которых посвящены определенному композитору и одному из его произведений. К созданию этих миниатюрных произведений искусства была привлечена техника «рисования» по эмали гран-фё, основанная на древних секретах, вот уже несколько столетий хранимых избранными женевскими мастерами-эмальерами.
Корпус из желтого золота обрамляет циферблат диаметром 31,50 мм с удивительной миниатюрной копией фрески, реальная площадь которой составляет более 200 квадратных метров. Три золотых стрелки без устали скользят над этой картиной, поочередно указывая на произведения Равеля, Дебюсси и двенадцати других композиторов. По периметру циферблата расположились непохожие друг на друга нимфы, выгравированные вручную в одной плоскости с эмалированной репродукцией. Они создают удивительное ощущение глубины, которое усиливается за счет игры отраженного света. Эти величественные нимфы олицетворяют собой часовые метки и служат миниатюрными копиями позолоченных скульптур времен Второй французской империи из Дворца Гарнье. Изображение в охваченной золотым кольцом центральной части циферблата копирует роспись на куполе вблизи люстры оперного зала Дворца.
Изящность миниатюрной эмалированной картины в совершенстве гармонирует с небольшим и тщательно отполированным корпусом диаметром 40 мм. Репродукция полностью выполнена вручную, что требовало немалого терпения, скрупулезной аккуратности и сосредоточенности. В этом смысле она является полноправной преемницей духа древних мастеров-кабинотье, хранимого основателями Vacheron Constantin. Отголоски этого наследия прослеживаются также и в конструкции корпуса, задняя крышка которого исполнена на манер «офицерских» часов. Если ее открыть, то взгляду предстанет гравировка, которую знаменитая мануфактура посвятила Марку Шагалу.
Сердцем новой модели служит калибр 2460 с автоматическим подзаводом, разработанный и изготовленный исключительно силами Vacheron Constantin. Великолепный шедевр достоин идеального механизма: в нем исключительная надежность сочетается с превосходным качеством сборки и отделки в лучших традициях женевского высокого часового искусства, и подтверждение тому – Женевское клеймо.
«Рисование» по женевской технике миниатюрной эмалировки «гран-фё» – серьезный творческий вызов
Впервые эмаль стали использовать на берегах средиземноморья, и с древних времен она служила для украшения золотых изделий и драгоценностей. В 15 веке часовщики взяли этот материал на вооружение и стали декорировать им свои творения, и со временем эмалировка стала частью женевского часового наследия. Городские кабинотье совершенствовали свое мастерство в этом ремесле, изобретали новые методы, и теперь в искусстве эмалировки выделяются четыре основных направления: шамплеве (champlevé, выемчатая эмаль),флинкё (flinqué, прозрачная эмалировка), клуазон (cloisonné, перегородчатая эмаль) и миниатюрная эмалировка.
При создании экспонатов коллекции Métiers d’Art – Chagall & L’Opéra de Paris была использована техника эмалировки гран-фё, одно из старейших и самых выдающихся традиционных ремесел высокого часового искусства. Согласно женевской технике, эмали гран-фё достигают точки плавления при очень высоких температурах, от 800°C до 900°C, что придает им отменную чистоту и долговечность.
Это Métier d’Art, или художественное ремесло, дом Vacheron Constantin сохранял и развивал с самого момента его появления. Оно столь редкое, что во всем мире лишь избранные мастера-эмальеры могут с полным правом заявить о том, что они постигли его секреты. Точность и постоянная тренировка – вот фундаментальные качества, необходимые для того, чтобы освоить это одно из самых сложных ремесел. По уровню требуемой сосредоточенности и самообладания этот труд сравним, пожалуй, лишь с кропотливой работой средневековых иллюстраторов, проводивших жизнь над древними манускриптами.
Женевская техника миниатюрной эмалировки с нанесением защитного покрытия-расплава, несомненно, требует от искусного эмальера верха мастерства. Работа начинается с того, что на циферблат толщиной 1 мм и диаметром 31,50 мм художник наносит основной слой из белой эмали. Это очень сложный процесс, так как температура ее плавления необычайно высока. Первый раз этот циферблат отжигается при температуре около 900°C, что придает ему термостойкость, необходимую для последующих отжигов в специальной печи.
Используя белую эмалированную основу в качестве «фона», мастер с помощью специальной кисточки из двух или трех волосков куницы начинает наносить на нее контуры различных изображений. Вооружившись сильным бинокулярным увеличителем, он воссоздает атмосферу и эмоциональную сущность шедевра, миниатюрную копию которого предстоит изготовить. Для этого краски выбранных расцветок наносятся в строго определенной последовательности и в конкретных местах, и весь процесс заключается в создании цветового градиента от мягких затененных полутонов к более чистым и ярким цветам. В миниатюрной эмалировке используются чрезвычайно тонко размолотые пудры и пигменты, смешанные с маслами – например с маслом из цветов лилии – что упрощает их нанесение на эмалированную основу.
После примерно двадцати циклов отжига в печи при температуре от 800 до 850 На этих стадиях материал краски под действием тепла затвердевает, усаживается, а цвета меняются, становясь более насыщенными. Опыт мастера играет здесь важную и определяющую роль. Время отжига должно быть тщательно рассчитано с учетом вида и качества материала, и режимы термообработки являются секретом мануфактуры, который художник бережно хранит. Путь к окончательному результату труден и тернист, и таит всевозможные неприятности. Хрупкая и тугоплавкая эмаль может «взорваться» при каждом извлечении из печи. Поэтому охлаждение требует большого терпения и проводится в несколько стадий во избежание резких перепадов температуры. Одно неверное движение – и все безнадежно испорчено, а эмальер будет вынужден начать работу с самого начала.
Когда миниатюрная эмалированная картина окончена и прошла последний отжиг, ее обычно покрывают двумя или тремя слоями расплавленной прозрачной эмали для защиты от возможного окисления. После того, как проведена термообработка этого защитного слоя при 800°C, его полируют с помощью тонкого абразивного камня. Когда покрытие полностью затвердело, его подвергают окончательной полировке для придания картине блеска и живописного великолепия.
Vacheron Constantin – одна из избранных часовых компаний, которые создают подобные сложные эмалированные циферблаты. Эмалировка – техника, требующая координации, расчетливости, осторожности и безграничного терпения. Но прежде всего, это серьезный творческий вызов, который принимают лишь виртуозные мастера. Как хранительница старейших и самых ценных традиционных женевских часовых навыков, мануфактура Vacheron Constantin стремится увековечивать подобные художественные ремесла, руководствуясь уверенностью в том, что они являют собой бесценное сокровище.
Похожие статьи:
Tags: Vacheron Constantin